Многосоставность или гомогенность общества в сочетании с определенным вариантом поведения политических элит предопределяют стабильность или нестабильность политического режима. Наиболее стабильными являются, по Лейпхарту, сообщественный и центростремительный типы; центробежный и деполитизированный менее устойчивы.
    Деполитизированный тип характерен для западных демократий в начале 60-х гг. XX в. («новая Европа»), когда выявилась тенденция ослабления идеологических и религиозных трений и окрепли элементы сотрудничества в процессе принятия решений (классический пример – Австрия после 1966 г.), однако, для этого типа, вследствие недостаточной демократичности режима, характерно дестабилизирующее воздействие оппозиции.
    Сообщественные демократии формируются, в странах относительно небольшого размера с ограниченным числом примерно равных, компактно проживающих групп населения при наличии общей опасности, единых значимых ориентаций, а также исторических традиций достижения компромисса и согласия (Израиль, Ливан, Нигерия и др.).
    Центробежная и центростремительная демократии в типологии Лейпхарта соответствуют континентально-европейскому и англо-американскому типам политической системы в классификации Г. Алмонда; меняя названия, Лейпхарт стремился «избежать непреднамеренных географических параллелей», т.к. его книга посвящена анализу демократических систем далеко не только традиционно западных стран. В число стран с центростремительной демократией Лейпхарт включил США, Великобританию, скандинавские страны, Австралию, Новую Зеландию, Финляндию, Исландию. Классическим примером страны с центробежной демократией является Италия, тогда как Франция и Германия от центробежных демократий периода Третьей и Четвертой Республики во Франции и Веймарской Республики в Германии эволюционируют в сторону центростремительных демократий в связи с возрастанием гомогенности общества.
В современной России решение проблем демократизации, как правило, связывается с задачей продвижения к правовому государству. В литературе встречается определение Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Правомерность такой трактовки следует проанализировать, учитывая, что само выделение правовой разновидности государства было сделано на основании его приоритетных функций – осуществления государственного суверенитета народа в рамках закона.
     Студентам следует исходить прежде всего из определения правового государства. Учебники и справочная литература дают разные формулировки, но это не должно смущать: они отличаются преимущественно степенью детализации проблемы. В зависимости от того, обеспечивает ли то или иное государство верховенство права и закона, максимальную гарантию прав и свобод человека, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность гражданина и государства, судебную и иную защиту личности, оно может быть признано правовым или не вполне правовым. Кроме того, важно обдумать, присущи ли данному государству разделение и баланс властей, установление пределов и меры власти, политический плюрализм, подзаконность власти и управления, конституционный надзор, широкое местное самоуправление как необходимые основы его правового статуса.

 

 

след.>>