Стоит обратить внимание на трактовку процесса складывания
правовой формы государства как на своего рода цепи суверенитетов. Завершением
процесса, конечным звеном, присоединяемым к прежним, исторически
предшествовавшим достижениям человечества – суверенитету власти и (много
позднее) суверенитету народа должен стать суверенитет права. Если и суверенитет
народа достигнут далеко не везде и не в полной мере, то проблема суверенитета
права – из самых сложных. Преимущественное право власти на законотворческую
деятельность создает для нее льготный правовой режим; соответственно в обществе,
за пределами преступающих либо гибко корректирующих законы правящих кругов,
весьма сложно закрепить представление о приоритетности права.
С понятием «правовое государство» тесно связано понятие
«гражданское общество». Как отмечают исследователи, сегодня в политологии вопрос
о «воскрешении, восстановлении, возрождении, реконструкции или ренессансе
гражданского общества» – из самых обсуждаемых. Определений гражданского общества
не меньше, чем любого другого понятия, но, независимо от того, трактуется ли оно
как «своего рода социальное пространство», как «совокупность общественных
отношений», как «общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и
политическими отношениями» или как общество. «способное сохранять собственную
автономию и формы солидарности в противовес современной экономике, равно как и
государству», суть их сводится к одному: это общество, обеспечивающее личности
ее пpaва, индивидуальную свободу, независимость от государства (при
взаимодействии с ним). Если в широком смысле под гражданским обществом понимают
ту часть социума, которая непосредственно не охватывается государством (что
возможно и при авторитарном режиме, не только при демократии), то в узком смысле
гражданское общество неразрывно связано с правовым государством и возможно при
развитых институтах демократии.
К числу экономических основ гражданского общества обычно
относят многоукладную экономику, разнообразные формы собственности, регулируемые
рыночные отношения. Политически обеспечивает его формирование децентрализация
властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, верховенство
закона и равенство всех перед ним, доступ граждан к участию в государственных и
общественных делах. Духовной основой гражданского общества выступает плюрализм
идеологический, мировоззренческий, свобода совести, должный уровень
цивилизованности, нравственности, интереса к ценностям культуры.
Выделяют три основные формы существования гражданского
общества:
• реальную (реально существующую в том или ином государстве);
• относительную (максимально возможную в рамках того или иного экономического и
социального строя);
• абсолютную (идеал).