Стоит обратить внимание на трактовку процесса складывания правовой формы государства как на своего рода цепи суверенитетов. Завершением процесса, конечным звеном, присоединяемым к прежним, исторически предшествовавшим достижениям человечества – суверенитету власти и (много позднее) суверенитету народа должен стать суверенитет права. Если и суверенитет народа достигнут далеко не везде и не в полной мере, то проблема суверенитета права – из самых сложных. Преимущественное право власти на законотворческую деятельность создает для нее льготный правовой режим; соответственно в обществе, за пределами преступающих либо гибко корректирующих законы правящих кругов, весьма сложно закрепить представление о приоритетности права.
    С понятием «правовое государство» тесно связано понятие «гражданское общество». Как отмечают исследователи, сегодня в политологии вопрос о «воскрешении, восстановлении, возрождении, реконструкции или ренессансе гражданского общества» – из самых обсуждаемых. Определений гражданского общества не меньше, чем любого другого понятия, но, независимо от того, трактуется ли оно как «своего рода социальное пространство», как «совокупность общественных отношений», как «общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями» или как общество. «способное сохранять собственную автономию и формы солидарности в противовес современной экономике, равно как и государству», суть их сводится к одному: это общество, обеспечивающее личности ее пpaва, индивидуальную свободу, независимость от государства (при взаимодействии с ним). Если в широком смысле под гражданским обществом понимают ту часть социума, которая непосредственно не охватывается государством (что возможно и при авторитарном режиме, не только при демократии), то в узком смысле гражданское общество неразрывно связано с правовым государством и возможно при развитых институтах демократии.
    К числу экономических основ гражданского общества обычно относят многоукладную экономику, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения. Политически обеспечивает его формирование децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, верховенство закона и равенство всех перед ним, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах. Духовной основой гражданского общества выступает плюрализм идеологический, мировоззренческий, свобода совести, должный уровень цивилизованности, нравственности, интереса к ценностям культуры.
    Выделяют три основные формы существования гражданского общества:
• реальную (реально существующую в том или ином государстве);
• относительную (максимально возможную в рамках того или иного экономического и социального строя);
• абсолютную (идеал).
 

 

след.>>