Исторически большинство единственных партий, отмечал
исследователь, были сначала оппозиционными партиями, функционировавшими в
плюралистических режимах, и им изначально были присущи тоталитарность, строй,
подобный средневековому ордену, и в силу этой тоталитарности они стремились
стать и становились единственными. Дюверже опровергал, в данном случае,
представление о том, что, напротив, положение единственной партии прокладывало
дорогу тоталитарности. В то же время однопартийность может и не быть связана с
тоталитарностью, если изначально создаваемая как единственная партия не несла в
себе тоталитарных черт (напр., Республиканская партия народа в Турции в 1923 -
1946 гг.). Учитывая радикальные различия между тоталитарным и нетоталитарным
вариантами однопартийности, исследователи ввели следующие понятия:
• эксклюзивная правящая партия (для обозначения партии, обеспечивающей в рамках
однопартийной системы полный контроль партийного руководства над политическими
ресурсами);
• инклюзивная правящая партия (для партии, которая признает и пытается
координировать различные социальные группы в обществе).
Двухпартийность, отмечал Д. Сартори, мы имеем тогда, когда
существование «третьих» партий не мешает двум основным управлять одним, т.е.
когда коалиции не являются необходимыми. Двухпартийная система складывается в
странах с равнозначными по резерву влиятельности, центристскими по политическому
темпераменту партиями, она невозможна в странах с максимальной поляризацией
политических партий, не готовых допустить своего антипода к власти. Поэтому,
хотя двухпартийная система представляется своеобразным олицетворением
демократии, она относительно редка (США, Великобритания, Новая Зеландия, о.
Мальта, несколько карликовых государств). В то же время сегодня, в эпоху
детальной проработки проблем «конструирования» демократии, её опыт пристально
изучается. А. Лейпхарт в цитировавшейся уже книге, завершая итоговую главу,
названную им «Конструирование сообщественности», подчеркивал, что «в гомогенных
обществах следует рекомендовать британскую модель», которая, как известно,
базируется на двухпартийности. Водораздел между двухпартийными и многопартийными
системами отчетливее виден на макроуровне власти. На уровне, напр., отдельных
американских штатов республиканцам и демократам далеко не всегда удаётся
удерживать лидирующие позиции.