Студентам важно учитывать критерии эффективности, позволяющие разделить политическую элиту по её эффективности на элиту и псевдоэлиту:
• достигнутый уровень прогресса и благосостояния народа,
• политическая стабильность общества,
• национальная безопасность,
• оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

    Эффективность элиты определяется не только её качественными характеристиками, но и той ситуацией, в которую она ставится обществом. Наличие механизмов контроля за действиями политической элиты со стороны общества, столь необходимое самому обществу, ограждает политическую элиту от неизбежной в условиях безответственного всевластия деградации. Среди гарантий против деградации политической элиты выделяют:
• политический плюрализм (свободную конкуренцию элит);
• открытость элит для социальной мобильности;
• баланс интересов разных социальных сил, реальное разделение властей;
• строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса;
• широкую гласность.

    Проблема заинтересованных групп – одна из самых дискуссионных в политологии. В течение столетий группы лиц, стремившиеся воздействовать на процесс принятия решений по тем или иным вопросам, но не пытавшиеся установить полный контроль над государством, воспринимались однозначно со знаком «минус». Известны слова американского президента Вудро Вильсона, охарактеризовавшего правительство США как «приемное дитя особых интересов», которому не позволено иметь собственную волю. В последние десятилетия ситуация изменилась. Уже Джон Кеннеди рассматривал заинтересованные группы в качестве важного элемента демократического процесса, повышающего эффективность представительного строя. Позднее американский исследователь Д. Трумен подчеркивал, что «уровень сложности структуры ассоциаций может служить своеобразным индексом стабильности общества, а их число – критерием сложности общества». В то же время, негативное отношение к заинтересованным группам как к той силе, которая разделяет общество, которая вредна, по словам М. Олсона, «для экономического роста, полной занятости, последовательного управления, равных возможностей и социальной мобильности», отнюдь не исчезло.
    В отличие от политических партий, далеко не все заинтересованные группы стремятся афишировать свою деятельность, источники и каналы влияния на правительство, законодательную и судебную власть. Отражая интересы определенных социальных, финансовых, промышленных групп, информируя о них властные структуры, заинтересованные группы тем самым действительно выполняют значимые для общества функции. Среди источников влияния заинтересованных групп выделяют:
• легитимность, проявляющуюся в закреплении в обществе представления о значимости данной группы;
• эффективный набор санкций (от стачек, пикетирования до отключения электричества или саботирования поставок вооружения, продовольствия в период военных действий);
• политические ресурсы (делегирование своих представителей в органы законодательной, исполнительной, судебной власти);
• финансовые ресурсы (американским исследователем Д. Лапаломбарой были выделены в различных языках мира аналоги российскому термину «взятка»: в Италии этот феномен именуется «маленький конверт», в испаноязычных странах – «кусочек», в Индии – «быстрые деньги», а в Египте – «чашечка чая»).
 

след.>>