Вариантов осмысления западной цивилизации в целом и
специфики её политической культуры множество. Для студента важно иметь
представление об основных трактовках её истоков, о роли полисной цивилизации в
античную эпоху как прообразе, предтече западной демократии, реализовавшей в
рамках различных форм правления единство полисной структуры и гражданского
общества. Уже тогда формировался антропоцентризм западной политической культуры,
в которой человек, сформированный средиземноморской эпохой (если использовать
периодизацию Л.И. Мечникова), в единоборстве с морской стихией осознавал
значимость своего личного участия в происходящих политических процессах, своего
права влиять на принимаемые решения. Именно западная цивилизация устами И. Канта
выдвинула идею о том, что человек никогда и никем не может рассматриваться как
средство.
В начале второго тысячелетия н. э. формируется другая
доминанта развития западной политической культуры – её полицентризм,
одновременное сосуществование в политическом пространстве западного мира
нескольких значимых властных центров:
• королевской власти,
• феодального замка,
• римской католической церкви
• вольного города (Авиньон, Суассон, Марсель во Франции; Венеция, Генуя,
Флоренция, Равенна в Италии; Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне в Германии и
т.д.).
Противостояние и неизбежный диалог этих центров, заключавших
между собою союзы как из стратегических, так и из тактических соображений,
формировали диалогичность западной политической культуры, предопределившую
становление представительных органов власти в европейских странах (парламента в
Англии, Генеральных штатов во Франции, кортесов в Испании, риксдага в Швеции,
рейхстага в Германии), выводивших наиболее активную часть европейцев за рамки
приходской политической культуры, формировавших новые модели политического
поведения. Студентам рекомендуется охарактеризовать то влияние, которое
полицентризм власти оказал на политическую динамику одной из средневековых стран
Европы.
Инновационность, динамичность развития западной политической
культуры также рассматривается в качестве доминанты, определявшей её специфику.
Радикальные, быстрые сдвиги были свойственны Западу уже в античную эпоху.
Великая греческая колонизация VIII - VI вв. до н. э. обусловила складывание уже
к V в. до н. э. классической формы прямой демократии как следствия интенсивных
изменений, происходивших в греческом социуме, заинтересованном в иных,
соответствовавшим новым реалиям, политических отношениях.
Два тысячелетия спустя кризисная эпоха в истории Европы (XIV
- XV вв.) подтолкнула мир к порогу новой, океанической (по периодизации Л.
Мечникова) эпохи. Последовавшая радикальная перестройка всей системы
международных экономических и политических связей и отношений привела к
временному оформлению монологической власти – абсолютных монархий, что, в свою
очередь, обусловило борьбу активных сословий за приемлемый компромисс в сфере
политики, нашедшую своё выражение в политических программах и движениях
буржуазных революций, в формировании ряда направлений в политике, не утративших
своего значения и в текущем столетии, несмотря на все изменения, прошедшие с тех
пор (эгалитаризм, конституционализм, роялизм, радикализм,
либерально-республиканская и консервативно-монархическая традиции в политической
культуре Запада).