Мир ислама возник позднее других религией очерченных миров
и отличается наибольшей воинственностью. Идея священной войны, джихада, требует
от мусульман распространения веры с оружием в руках, истребления неверных. Ислам
продолжает играть определяющую роль в развитии мусульманских государств. Со
времен Арабского Халифата, когда произошло объединение духовной (имамат) и
светской (эмират) власти в руках халифа, воспроизводится практически неизменная
структура вновь образующихся весьма неустойчивых государственных образований
(султанатов, эмиратов). Тяготевшие в течение столетий к режиму восточной
деспотии, основывающейся на полной незащищенности личности, исламские
государства, включаясь в происходящие в мире процессы модернизации, сохраняют
нормы и ценности, несовместимые с положениями международных документов,
раскрывающих современное представление о правах человека. Исламская революция в
Иране стала еще одним свидетельством неприемлемости для мусульман тех
цивилизационных стандартов, которые находят понимание в рассматривавшихся выше
государствах восточного региона. По мнению И.А. Василенко, в современном
исламском политическом мире наиболее значимыми являются следующие,
теократические по своему характеру, установки:
• принцип универсальности ислама – всеобщность и нераздельность религии в
мусульманском обществе;
• принцип панисламизма – убеждение в единстве всех мусульман, объединенных
верой, независимо от национальности;
• идея возрождения халифата – установление исламского порядка, основанного на
законах шариата, фиксирующего сложившиеся нормы поведения мусульман;
• идея возвращения к первоначальному «истинному» исламу, освобожденному от
многовековых наслоений.
Обращаясь к проблеме специфики политического самоопределения
России между Западом и Востоком, важно охарактеризовать те
природно-географические особенности, которые способствовали формированию
своеобразия отечественной политической культуры. Г.В. Вернадский отмечал, что
тот природный ареал, в рамках которого проходило становление российской
государственности, являясь Восточной Европой, в то же время представляет собой
Западную Евразию.
Вероятно, уже ранние известия о политических
предпочтениях наших предков позволяют сделать некоторые выводы: представляется,
летописная легенда о призвании варягов может трактоваться как свидетельство
относительно невысокого статуса властных полномочий, с готовностью уступавшихся
иноплеменникам ещё на пороге государственности. Важно обратить внимание на
поставленную К.Н. Леонтьевым проблему византийского влияния на государственность
в России. В начале 70-х годов ХIХ века он отмечал: «Основы нашего, как
государственного, так и домашнего быта, остаются тесно связаны с византизмом».
Следует, выделяя временные границы очерченного расклада политических сил,
обдумать точку зрения Г.В. Вернадского, писавшего: «На Руси, как на Западе,
управление обществом строилось на основе домашнего господства правителей... И
князь на Руси, и король на Западе должны были делить свою власть с
могущественной аристократией, но в Киевской Руси существовал еще и третий важный
политический компонент, которого не было на Западе: город».