Причины того, что в отечественной политической
культуре в период московского царства возобладал азиатский тип, политологи
определяют по–разному. Если в исследовании А.И. Щербинина и Н.Г. Щербининой
акцентируется органичность превращения «коллективного гражданина» в «холопа –
подданного», « государеву сироту», то для авторов книги I из серии «Современная
российская цивилизация» значимым является фактор насильственного насаждения
восточного варианта в монгольский период, когда русские княжества вошли в состав
Золотой Орды : « Наметившееся было в Галицкой Руси, Новгороде, Пскове и Твери
европейская тенденция договорных отношений между гражданами и государством была
насильственно задавлена».
Характеризуя современное состояние политической культуры
россиян, обычно отмечают преобладание подданнического отношения ко всем властным
центрам, что связывается с длительными авторитарными традициями, осложненными
тотальным контролем за всеми сферами жизни общества при эгалитарно-авторитарном
режиме, закреплявшем неизбежный в таких условиях конформизм как устойчивую
модель не только политического поведения, но и политического мышления. К числу
отличительных черт отечественной политической культуры относят и правовой
нигилизм, закладывавшийся ещё, без сомнения, в монгольскую эпоху, когда правовые
отношения на несколько веков исчезли из жизни отдельных людей, социальных групп,
общества в целом. Склонность искать правды за пределами правовой системы,
сформированная извечной правовой незащищенностью, закрепилась, стала
поведенческим стереотипом.
В 1909 г. Б.А. Кистяковский с горечью писал в сборнике «Вехи»
об отсутствии в русском обществе идеала правового государства, правовой
личности, приводил не утративший, видимо, и по сей день актуальности отрывок из
стихотворения поэта-юмориста Б.Н. Алмазова:
По причинам органическим Мы совсем не снабжены Здравым смыслом юридическим, Сим исчадьем сатаны. |
|
Широки натуры русские, Нашей правды идеал Не влезает в формы узкие Юридических начал. |