Причины того, что в отечественной политической культуре в период московского царства возобладал азиатский тип, политологи определяют по–разному. Если в исследовании А.И. Щербинина и Н.Г. Щербининой акцентируется органичность превращения «коллективного гражданина» в «холопа – подданного», « государеву сироту», то для авторов книги I из серии «Современная российская цивилизация» значимым является фактор насильственного насаждения восточного варианта в монгольский период, когда русские княжества вошли в состав Золотой Орды : « Наметившееся было в Галицкой Руси, Новгороде, Пскове и Твери европейская тенденция договорных отношений между гражданами и государством была насильственно задавлена».
    Характеризуя современное состояние политической культуры россиян, обычно отмечают преобладание подданнического отношения ко всем властным центрам, что связывается с длительными авторитарными традициями, осложненными тотальным контролем за всеми сферами жизни общества при эгалитарно-авторитарном режиме, закреплявшем неизбежный в таких условиях конформизм как устойчивую модель не только политического поведения, но и политического мышления. К числу отличительных черт отечественной политической культуры относят и правовой нигилизм, закладывавшийся ещё, без сомнения, в монгольскую эпоху, когда правовые отношения на несколько веков исчезли из жизни отдельных людей, социальных групп, общества в целом. Склонность искать правды за пределами правовой системы, сформированная извечной правовой незащищенностью, закрепилась, стала поведенческим стереотипом.
    В 1909 г. Б.А. Кистяковский с горечью писал в сборнике «Вехи» об отсутствии в русском обществе идеала правового государства, правовой личности, приводил не утративший, видимо, и по сей день актуальности отрывок из стихотворения поэта-юмориста Б.Н. Алмазова:
 

По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем сатаны.

 

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал.

 

след.>>