• географическая парадигма

В качестве примера географического подхода в объяснения особенностей эволюции политической сферы может быть привлечена позиция историка С.М. Соловьева, рассматривавшего более высокую политическую динамику стран Запада в сравнении с Россией как результат преимуществ географических: наличие протяженной, изрезанной, удобной для мореплавания береговой линии, способствующей общению между государствами; небольшая территория, более поддающаяся управлению, использование камня для постройки прочных жилищ, настраивавших население на обустройство, в том числе и политическое, здесь и сейчас, в отдельно взятом городе, добивавшемся уже в начале второго тысячелетия нашей эры городского самоуправления, права самостоятельно решать жизненно важные вопросы; «требованием географии» считал С.М. Соловьев и веками решавшуюся Россией задачу выхода к морю, т.о. причины столь значимых политических событий, как Ливонская или Северная война, получали натуралистическое объяснение; географией поверяли географические изменения и представители евразийства – идейно-политического течения в среде русской эмиграции, стремившегося по итогам гражданской войны объяснить историческую судьбу России особенностями её евразийского географического положения. Видный евразиец, историк Г.В. Вернадский, создавая своё многотомное исследование по отечественной истории в 1940-х – 60-х гг., анализировал изменения в отечественном политическом организме на протяжении веков, исходя из представления о том, что «Россия – сама по себе целый мир, целый субконтинент не только географически, но и политически и культурно»;

• биологическая парадигма

Уподобление государства живому организму в философско-исторической литературе – явление нередкое. В качестве алгоритма, позволяющего понять, как должно выглядеть объяснение причин того или иного политического события с точки зрения данной парадигмы, можно воспользоваться формулами, подходами К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, Л.Н. Гумилева. С точки зрения К.Н. Леонтьева, государство при нормальных условиях живёт около 1200 лет; либеральные, демократические, эгалитарные идеи (идеи равенства) появляются в период старости, смерти государств; у О. Шпенглера следует обратить внимание на табл. III «“Одновременные” политические эпохи»; в этой таблице нет того выделения времён года, какое содержится в табл. I «“Одновременные” эпохи духовной жизни», однако стадиальность развития политической сферы от зарождения до смерти просматривается отчетливо, неслучайно О. Шпенглер подчеркнёт далее аналогичность ролей политических лидеров и политических систем разнесённых во времени эпох; с его точки зрения, эпоха от Алкивиада – в котором много императорского честолюбия Мирабо, Наполеона и Байрона – до Александра, является точной параллелью ко времени с 1750 по 1850 год, когда с глубокой логикой следует один за другим «Contract social», Робеспьер, Наполеон, народные армии и социализм, в то время, как где-то вдали Рим и Пруссия подготовляются к своей мировой роли; весна, лето, осень и неизбежная зима – цикл, который суждено пройти каждой культуре, а значит, и культуре политической;
 

след.>>