Обращение к парадигме, предложенной Л.Н. Гумилёвым, даст студентам возможность представить причины тех или иных политических перемен с точки зрения резкого возрастания (под влиянием космической энергии, обновления генофонда) или, напротив, убывания в этносе числа пассионариев как людей (особей), чьё стремление к действию превышает инстинкт самосохранения; вовлечение в активную политическую деятельность субпассионариев (особей, чей инстинкт самосохранения превышает стремление к действию,) может быть рассмотрено как следствие эффекта пассионарной индукции, обеспечивающего передачу избыточной энергии пассионариев субпассионариям; следует также ввести то или иное политическое событие в контекст выделенных Л.Н. Гумилёвым фаз развития этноса (подъем – акматическая фаза – надлом – инерционная фаза – обскурация – мемориальная фаза).

• психологическая парадигма

Данный подход позволяет рассмотреть то или иное политическое событие как результат воздействия личностных особенностей политических лидеров, их глубоко скрытых комплексов, обид и т.д.; в этом отношении характерно предложенное В.О. Ключевским психологическое объяснение такого крупно го политического феномена в отечественной истории XVI в., как опричнина; в то же время политические сдвиги могут рассматриваться и в качестве следствия влияния специфики социальной психологии, перемен, произошедших в отдельных слоях, классах в силу значительных изменений в других – не политических – сферах: известно, что масштабная маргинализация в Германии в результате экономического кризиса к. 1920-х – н. 1930-х гг. обеспечила политический триумф А. Гитлера, в то же время его восхождение на олимп может быть объяснено и спецификой его личности;

• социальная парадигма, объясняющая особенности эволюции политической сферы спецификой взаимоотношений между классами, социальными слоями, группами, наиболее объемно представленная в работах К. Маркса, В.И. Ленина, в советской философской, исторической литературе;


• рационально-критическая парадигма, объясняющая особенности эволюции политической сферы с точки зрения внутренних закономерностей развития политической сферы жизни общества; именно данная парадигма была положена в основу науки, получившей название «Политология».

 

 

след.>>