Обращение к парадигме, предложенной Л.Н. Гумилёвым, даст студентам
возможность представить причины тех или иных политических перемен с точки зрения
резкого возрастания (под влиянием космической энергии, обновления генофонда)
или, напротив, убывания в этносе числа пассионариев как людей (особей), чьё
стремление к действию превышает инстинкт самосохранения; вовлечение в активную
политическую деятельность субпассионариев (особей, чей инстинкт самосохранения
превышает стремление к действию,) может быть рассмотрено как следствие эффекта
пассионарной индукции, обеспечивающего передачу избыточной энергии пассионариев
субпассионариям; следует также ввести то или иное политическое событие в
контекст выделенных Л.Н. Гумилёвым фаз развития этноса (подъем – акматическая
фаза – надлом – инерционная фаза – обскурация – мемориальная фаза).
• психологическая парадигма
Данный подход позволяет рассмотреть то или иное политическое событие как
результат воздействия личностных особенностей политических лидеров, их глубоко
скрытых комплексов, обид и т.д.; в этом отношении характерно предложенное В.О.
Ключевским психологическое объяснение такого крупно го политического феномена в
отечественной истории XVI в., как опричнина; в то же время политические сдвиги
могут рассматриваться и в качестве следствия влияния специфики социальной
психологии, перемен, произошедших в отдельных слоях, классах в силу значительных
изменений в других – не политических – сферах: известно, что масштабная
маргинализация в Германии в результате экономического кризиса к. 1920-х – н.
1930-х гг. обеспечила политический триумф А. Гитлера, в то же время его
восхождение на олимп может быть объяснено и спецификой его личности;
• социальная парадигма, объясняющая особенности эволюции политической сферы
спецификой взаимоотношений между классами, социальными слоями, группами,
наиболее объемно представленная в работах К. Маркса, В.И. Ленина, в советской
философской, исторической литературе;
• рационально-критическая парадигма, объясняющая особенности эволюции
политической сферы с точки зрения внутренних закономерностей развития
политической сферы жизни общества; именно данная парадигма была положена в
основу науки, получившей название «Политология».